Статья №2

Январь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс

123456789101112131415161718192021222324252627282930311234

 

Как рассчитать налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости

Российское сельское хозяйство в условиях ВТО: угрозы или перспективы?

 

            Присоединение России к ВТО стало причиной активных обсуждений возможных последствий как для отечественной макроэкономики, так и для отдельного бизнеса. В дискуссию вступили политики, экономисты, ученые, бизнесмены и просто неравнодушные граждане нашей страны. Особую обеспокоенность в предстоящих переменах высказывают представители сельскохозяйственного сектора. Это вызвано в первую очередь тем, что присоединение России к ВТО повлечет за собой снижение средневзвешенной ставки ввозных таможенных пошлин на сельскохозяйственную продукцию с 15,178% до 11,275%., тем самым ослабляя и без того недостаточно устойчивое отечественное сельское хозяйство.  По отдельным товарным суб-позициям снижение произойдет на 10-15 процентных пунктов. К примеру, пошлины на ввоз молочных продуктов будут снижены на 5%, на сахар на 8,2%, на фрукты (яблоки, груши) – на 5%. Такие изменения могут привести к неконкурентоспособности товаров отечественного агросектора и поставят предприятия на грань выживания.

            Так как же все-таки изменится уровень тарифной защиты на отечественную сельхозпродукцию в условиях ВТО?

            Особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе определяет Соглашение по сельскому хозяйству. Оно стало итогом сложнейшего переговорного процесса, в ходе которого согласовывались 2 основных вопроса:

  1. максимальный уровень экспортных субсидий, которые после присоединения Россия сможет предоставлять для поддержки своего сельскохозяйственного экспорта;
  2. максимальный объем государственной поддержки (субсидий), которую Российская Федерация сможет предоставлять аграриям после её присоединения к ВТО.

            В итоге возможность экспортного субсидирования отрасли в пакете Соглашений по присоединению к ВТО не была предусмотрена. Однако, справедливости ради необходимо отметить, что такого вида поддержки, как предоставление субсидий экспортерам сельскохозяйственной продукции, в нашей стране на сегодняшний день не существует.

            Что касается второго принципиального вопроса, то здесь необходимо дать ряд пояснений.

            Внутренняя поддержка в рамках ВТО разделяется на три типа, получивших название «корзин» (в соответствии со степенью искажающего воздействия на торговлю, то есть степени влияния на себестоимость и цену реализации продукции): «зеленую», «голубую» и «янтарную». В «зеленую» корзину входят меры поддержки, не оказывающие искажающее воздействие на торговлю, в частности: совершенствование инфраструктуры, научные исследования, подготовка кадров, маркетинг и продвижение на рынок, ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, программы помощи отдельным отнесенным к неблагоприятным для сельского хозяйства регионам, внутренняя продовольственная помощь, программы страхования урожая, содействие структурным изменениям. Меры «зеленой» корзины могут применяться без ограничений – чем, в свою очередь активно пользуются развитые страны. В ЕС и США объем поддержки отрасли в рамках мер «зеленой» корзины составляет до 90% от общего объема внутренней поддержки отрасли.

            «Голубая» корзина включает в себя меры, направленные на ограничение производства сельскохозяйственной продукции. В данном случае имеются в виду прямые платежи производителям в рамках программ ограничения и сокращения производства сельскохозяйственных продуктов. Мероприятия таких программ предполагают выведение земли из сельскохозяйственного оборота, сокращение поголовья скота в сельском хозяйстве, сокращение занятости в сельском хозяйстве. Платежи производятся по отдельным сельскохозяйственным угодьям. Эти меры не подпадают под ограничения в рамках обязательств стран-членов ВТО по сокращению внутренней поддержки. Наименее активно данным механизмом пользуются страны ЕС, Япония, Швейцария, Норвегия. К примеру, ЕС предоставляет поддержку на программы погектарных компенсационных платежей фермерам и производителям масличных  и зерновых культур. По данным Секретариата ВТО суммарные фактические субсидии в рамках «голубой» корзины составляют порядка 5 млрд. евро.

            И, наконец, меры «янтарной» корзины оказывают искажающее воздействие на торговлю. По правилам ВТО,  субсидии, оказывающие искажающее воздействие на торговлю продукцией сельского хозяйства, подлежат сокращению. К «янтарной» корзине относятся, в частности: ценовая поддержка, субсидирование процентных ставок по кредитам, льготы на транспортировку и списание долгов, компенсация затрат на ГСМ и электричество. Обязательства по объемам «янтарной» корзины фиксируются для каждого члена ВТО в виде агрегированных мер поддержки (далее - АМП).

            Согласованные с членами ВТО обязательства России по АМП в 2012 году составляют 9 млрд. долларов США, а к 2018 году они должны постепенно сократиться до 4,4 млрд. долларов. По данным Секретариата ВТО, по уровню согласованных АМП Россия занимает 5 место, уступая лишь таким ведущим производителям сельскохозяйственной продукции как ЕС, Япония, США и Мексика.  Результат, согласованный с ВТО российской делегацией переговорщиков, заслуживает положительной оценки. Более того, согласованный уровень АМП не играет ключевой роли в субсидировании сельского хозяйства перечисленных зарубежных стран и не используется даже наполовину. Основные суммы вкладываются в сельскохозяйственную отрасль в рамках мер «зеленой» корзины.

            Что означают для России согласованные размеры АМП? В 2011 году на поддержку сельского хозяйства в рамках «янтарной» корзины в России выделено 4,4 млрд. долларов (для удобства сравнения размер господдержки переведен в валюту Соглашений ВТО).  По информации Министра сельского хозяйства РФ Елены Скрынник, в 2012 году запланированный размер государственной поддержки АПК составит 5,6 млрд. долларов США. При этом 2/3 финансирования будут направлены на цели государственной поддержки сельскохозяйственного производства и социального развития села.

            Однако, анализируя опыт других стран-членов ВТО, в настоящее время основной задачей российского Правительства является структурирование мер внутренней поддержки, оказывающих искажающее воздействие на торговлю сельскохозяйственной продукцией. Приоритетным, безусловно, является сокращение мер поддержки «янтарной» корзины на фоне постоянного увеличения мер «зеленой» корзины. Оперативное освоение инструментария «зеленой» корзины во многом может явиться ключом к успеху отрасли на внешнем и внутреннем рынке.

            На сегодняшний день Министерством сельского хозяйства РФ совместно с отраслевыми союзами и экспертами агропродовольственного рынка разработан комплекс дополнительных мер, которые необходимо реализовать для постепенной адаптации российского сельского хозяйства к условиям ВТО. В частности, подготовлены предложения по пролонгации действия ряда налоговых льгот для сельхозпроизводителей. Планируется продление льготы по налогу на прибыль, а также льготы по освобождению сельхозтоваропроизводителей от уплаты НДС при ввозе племенного скота, эмбрионов, семени до 2020 года. Будет усилено таможенное администрирование ввоза сельскохозяйственной продукции. Кроме того, предлагается внести изменения в Закон «О сельском хозяйстве» с целью определения критериев неблагоприятных регионов для ведения сельского хозяйства. Поддержка таких регионов будет относиться к «зеленой» корзине, а это означает, что выплаты сельхозпроизводителям не будут подлежать ограничениям. Это особенно важно для Забайкальского края, который считается не самым благоприятным регионом для сельского хозяйства. При реализации этих мероприятий позитивная динамика в отрасли будет сохранена, а ВТО станет дополнительным импульсом для прихода в отечественное сельское хозяйство новых стратегических инвесторов и наращивания объемов экспорта отечественной сельхозпродукции.

            Вместе с тем, отечественным сельскохозяйственным производителям не стоит рассчитывать исключительно на финансовую поддержку из бюджета. Ведь правилами ВТО предусмотрена возможность использования современных инструментов защиты отечественного рынка от неблагоприятного воздействия зарубежной конкуренции: это антидемпинговые, специальные защитные и компенсационные меры.

            По информации Секретариата ВТО в 1995-2010 гг. были введены в действие 2543 антидемпинговые меры (в том числе в сельском хозяйстве – 97 мер), 101 специальная защитная мера (в том числе в сельском хозяйстве – 32 меры) и 164 компенсационные меры (в том числе в сельском хозяйстве -31 мера). Эти данные свидетельствуют о том, что рассматриваемые меры являются востребованным механизмом защиты внутреннего рынка странами-членами ВТО от недобросовестной конкуренции.

            Что касается защиты отдельных групп производителей сельхозпродукции, то здесь ситуация следующая. Наибольшие опасения слышаться со стороны руководителей предприятий свиноводства и птицеводства. Так, предполагается, что пошлины на импорт  свинины в рамках квот снизятся с сегодняшних 15% до 0%. Сверх квот пошлины опустят с 75% до 65%. Есть мнения, что это станет серьезным ударом для свиноводческих хозяйств, так как по отдельным расчетам при условии сохранения нынешних принципов хозяйствования и ценообразования, доля импортной свинины может возрасти с нынешних 25% до 35-45%. Что касается птицеводства, то здесь пошлины на квотируемый ввоз не изменятся, а пошлины на ввоз мяса птицы свыше квоты снизится с 95% до 80%. Однако это в любом случае повлияет на усиление конкуренции среди отечественных и зарубежных производителей мяса птицы. Возможное снижение объемов производства свинины и курятины, безусловно,  скажется на производителях зерна. Ведь именно на эти сельхозпредприятия приходится львиная доля потребления фуражного зерна.

            Вместе с тем, необходимо отметить, что на сегодняшний день свиноводство и птицеводство – это наиболее рентабельные и низкорисковые отрасли производства. Анализ деятельности ряда крупных свиноферм и птицеводческих хозяйств показал, что резервы снижения издержек существуют. Отчасти процесс вступления России в ВТО может стать катализатором модернизационных процессов в этих отраслях, вынуждая менеджмент предприятий внедрять новые технологии в производственный процесс, увеличивать производительность труда и эффективность управленческих процессов.

            Что касается малых форм хозяйствования на селе, то Министерство сельского хозяйства России планирует развернуть ряд мероприятий по их поддержке. В частности, они получат льготные кредиты, льготы на покупку удобрений и семян, а также гранты.

            Минсельхоз России также увеличил финансирование семейных молочных и мясных ферм, а также овощеводческих хозяйств. В 2012 году на их развитие в федеральном бюджете заложено 1,5 млрд. рублей. Дополнительные субсидии в 2012 году от государства получат компании, занимающиеся переработкой мяса свиней и КРС. Деньги пойдут  на модернизацию производства, чтобы сделать продукцию отечественных компаний более конкурентоспособной. Предполагается, что ежегодно на модернизацию таких компаний будут направляться по 6 млрд. рублей. В 2012 году эти формы государственной поддержки появились и в Забайкальском крае.

            Как видим, паниковать по поводу краха русской деревни и утраты продовольственной безопасности рано. Кроме того, учитывая, что мировой сектор АПК переживает период стабильно растущего спроса, роста инвестиций – направленный на хеджирование (снижение) как рисков дефицита ресурсов, так и рисков, связанных с избытком денежного предложения на рынке – открытие границ для российского АПК является в данном случае инструментом привлечения инвестиций, технологий и фактором расширения рынков сбыта продукции.

Информация
 
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством (уровнем доступности, понятности и удобства получения) официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках товаров и услуг Забайкальского края и о деятельности по содействию развитию конкуренции в Забайкальском крае, размещаемой Министерством?
 
  • Министерство экономического развития РФ
  • Отделение Пенсионного фонда РФ по Забайкальскому краю
  • Правительство Забайкальского края
  • ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ по Забайкальскому краю
  • Информационный портал Инновации Забайкалья
  • Портал поддержки малого и среднего предпринимательства Забайкальский край
  • ИНВЕСТКЛИМАТ.РФ
  • Государственная служба
  • Фабрика проектов